СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что же такое СТЕМ-образование в детском саду? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

 

Из опыта работы на тему:
«Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

 

Уважаемые коллеги!

Я, как и многие другие педагоги, главной своей задачей в работе считаю найти те эффективные методы и приемы, которые позволили бы максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка!

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами не простые задачи. Многие из нас часто задавали себе вопросы: Как же осуществить развитие всех сторон личности ребенка, как сформировать у дошкольников стремление к познаниям, как увлечь и заинтересовать каждого дошкольника,  к каким эффективным технологиям обратиться?

«Новое – это хорошо забытое старое!» – гласит старая известная поговорка, и это не случайно… Разрешите мне сегодня поделиться с Вами своей педагогической находкой, которая позволит раскрыть некоторые вопросы, упомянутые чуть выше!

Сравнительно недавно в нашем детском саду появился удивительный игровой набор «Дары Фрёбеля», разработчиком которого является известный немецкий педагог 19 века, создатель первого в мире детского сада, создатель первого в мире обучающего материала для детей дошкольного возраста Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Хотелось бы отметить, что в настоящее время система Фребеля – это один из модулей технологии СТЕМ-образования, которая является наиболее перспективной в системе современного образования.

В комплект Даров входят 14 модулей, в которых  находятся разные по форме, величине и цвету предметы: шары, кубы, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения, мозаики, кольца, точки и т.д.

Это пособие стало неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды нашей группы, оно помогает разнообразить нам не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Все коробки с наборами лежат в зоне доступа детей. Ребенок сам выбирает материал, с которым он будет работать, самостоятельно определяет его количество. После работы ребенок убирает материал на место.

Чтобы зарядить детей хорошим настроением с помощью ярких разноцветных предметов,  мы часто используем Дары во время встреч в «Утреннем Кругу». Для поддержания детского интереса на  утреннем сборе приглашаю, например, детей заглянуть в волшебную коробочку, а там… дети рассматривают мячики на веревочках, описывают цвет, форму, придумывают свойства, превращают их в знакомых персонажей, разыгрывают сюжеты и сказки. Только с этими разноцветными мячиками (из первого модуля) мы с ребятами придумали более 30 видов игр, с удовольствием в них играем.

И поверьте, перебирая в руках такие мягкие и теплые мячики ребенок, даже самый застенчивый, легко раскрепощается и беседует на предложенную тему…

К набору «Дары Фребеля» мы часто добавляем и другие предметы, например яблоко. Его можно потрогать понюхать, попробовать. Выкладываем на столе ряд фигур из чудо-коробочки (шар, куб, призма, брусок, цилиндр). «Найди похожую фигуру», «Чем похожи шар и яблоко? Чем отличаются?».

Все это дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.

С Дарами Фребеля мы успешно занимаемся второй год. Набор адаптирован к особенностям восприятия детей. Последовательность использования материалов зависит от возраста детей и строится по принципу «от простого единства (мяч, шар) к более сложному (призма, деленная на части)».

Уникальные модули «Дары Фребеля» позволяют решать нам задачи всех образовательных областей. Так, например, в познавательном развитии работа идет по формированию элементарных математических представлений. Мы с детьми закрепляем знания геометрических фигур, знакомимся с объемными геометрическими телами, их свойствами. Изучаем часть и целое, решаем логические задачи, закрепляем количество и счёт.

Работая с кубиками из пятого набора, считаем их слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу вверх, формируем пространственно-ориентировочные представления.

Также осваиваем визуальные пространственные эффекты. Так вращая куб на оси, мы увидели, что куб превращается в цилиндр. Вращая на стержне -  цилиндр превращается в шар.

В художественно-эстетическом развитии воспитанники выкладывали картины в начале по образцу, по схеме, по рисунку. Со временем начали активно фантазировать, вносить свою инициативу и самостоятельность. Детям особенно нравится использовать дары для украшения различных дизайнов бабочек, лошадей, кукольных платьев, тортов, для декоративной росписи дымковских игрушек.

Особенно дети любят использовать Дары в конструктивной деятельности. Конструкции собираем и разбираем различными способами. Во время строительства мы учимся не разрушать здания, а превращать их в новые. Вначале детям было трудно перестроить одно здание в другое. Но им это удалось, и теперь они все еще фантазируют, перестраивая свои здания. Ворота превратились в арку. Арка превращается в замок, а замок в мост и т. д. Таким образом, дети учатся создавать новые вещи, трансформируя старые. Все это развивает любознательность, познавательную активность, необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение оценивать результаты. Вырабатывается инженерный стиль мышления!

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию… и я не исключение! Я дополнила «Дары Фребеля» своим пособием (конечно же, с активным участием наших родителей), которое с детьми назвали «Умный планшет».

Умный планшет дает возможность работать не только индивидуально каждому ребенку, но работать в парах, объединяться в команды, создавать общие композиции. К планшету мы разработали планшет-карты с изображением животных, растений, элементов природы, героев сказок и других персонажей.Дети, играя с планшетом, самостоятельно моделируют сюжет, охотно обговаривают сюжеты, отвечают на вопросы о создаваемом изображении, составляют короткие рассказы,  что существенно повышает познавательную и речевую активность детей.Кроме того, индивидуальные планшеты с набором геометрических фигур стали прекрасным счетным материалом в решении задач по формированию элементарных математических представлений.

Благодаря системной работе с Дарами Фребеля, по составленному нами перспективному планированию, мы отметили: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Все это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.

Уважаемые коллеги! Я уверена, что к нам на смену придет не одно поколение дошкольников, нас сменит не одно поколение педагогов, но необыкновенные «Дары Фребеля» останутся навсегда… и ещё ни один ребёнок сожмёт в маленькой ладошке цветные мячики! 

Робототехника

В рамках II городского робототехнического конкурса «Технознайки» среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Брянска был представлен проект нашего детского сада «Техническая сказка на новый лад». Наши юные инженеры придумали и сконструировали технические устройства, которые изменили сюжет знакомой и любимой сказки "Гуси-лебеди". Часы обратного времени помогли преодолеть множество препятствий сестрице, где в конечном итоге дружба и добро победили зло. Представляем Вашему вниманию инженерную книгу, созданную нашими воспитанниками под руководством их наставников (Зубарева Н.В., Шевкунова В.А.)

 

 Инженерная книга творческого проекта "Часы обратного времени" Брянск, 2023 год